Что такое коллаборация простыми словами?
Коллаборация — это совместный проект двух и более организаций или людей, например пользователей и торговых марок.
Это может быть разовое или временное сотрудничество в рамках одной рекламной кампании или продукта, например — лимитированной коллекции.
коллаборация Канье Уэст+Adidas: известный рэпер с отличным бэкграундом и бренд с многолетней историей создали продукт, который завоевал сердца миллионов.
Коллаборация базируется на взаимовыгодном сотрудничестве сторон, которые объединяют материальные возможности, кадровые ресурсы и идеи для достижения общей цели. Партнеры помогают друг другу заработать, привлечь новую аудиторию, повысить узнаваемость и продвинуть товар, минимизировав затраты.
В чём суть инструмента?
Лидеры мнения обсуждают с производителем некой продукции условия, в соответствии с которыми рекламируют товары (за подарок, вознаграждение или взаимную рекламу).
Подписчики видят, что их кумир лоялен к бренду, и, в стремлении стать ближе к селебрити, приобретают те же продукты, что и он.
Цели и задачи коллабораций
- основная цель заключается в получении финансовой выгоды (посредством продажи как можно большего количества экземпляров)
Для достижения этой цели выделяется ряд сопутствующих целей и задач при организации коллабораций:
- привлечение внимания
Здесь стоит задача выделиться на фоне большого потока рекламных материалов (напр.:)
- совместное продвижение (варианты):
- задача может состоять в создании совместного продукта и дальнейшем его продвижении с целью увеличения продаж (напр.:)
- либо задачей ставится кросс-маркетинг: объединение двух или более компаний с целью продвижения продукции под своими марками (напр.:)
- повышение лояльности
Задача в том, чтобы дать пользователям и/или возможность попробовать что-то новое посредством объединения усилий представителей смежных ниш (напр.:).
Формы сотрудничества
Взаимный пиар брендов или людей, которые работают в смежных сферах.
Кому подходит: представителям творческих профессий.
Варианты: создание совместных треков, продвижение неконкурентных проектов.
Пример:
Преимущество формы сотрудничества: целевые аудитории сторон совпадают.
- Связь с брендом.
Кому подходит:
Варианты: художник создает арт для известного бренда и отмечает профиль компании в своей публикации. Та, в свою очередь, связывается с иллюстратором и при необходимости предлагает ему сотрудничество.
Пример: Именно так стал популярен Yigit Özçakmak, который создавал скетчи знаменитостей и отмечал их профили, а они делали репост, распространяя творчество среди своей многомиллионной аудитории.
Преимущества:
- Сотрудничество с блогером.
Кому подходит:
Варианты:
Примеры:
Преимущества: инфлюенсеры — люди, к чьим рекомендациям безропотно прислушиваются, поэтому брендам очень выгодно продвигать свои товары при участии лидеров мнений. Отметки на фото, советы в Сторис, промокоды, специальные скидки — все это способствует росту популярности продукта. Почему это выгодно блогерам? Во-первых, они получают дополнительную порцию внимания, а во-вторых, пополняют свой кошелек.
- Инструменты Инстаграм.
Варианты: хэштеги, отметки, комментарии и упоминания в Stories.
Примеры:
Преимущества На первых этапах такими нехитрыми способами вы можете продвигать молодые бренды. Да, это менее результативно, но зато бюджетно
допишу в пт
Яндекс.Дзен
допишу в пт
Пошаговый план организации коллаборации
- Исследование ЦА клиента
- смотрим в таблице продукта по клиенту
- определяем УТП продукта/услуги клиента и боли потребителей, которые предложение клиента закрывает
- выделяем кластеры ЦА клиента
- прописываем портреты клиентов по каждому сегменту ЦА
- Ставим цели и KPI
- определяем с клиентом цель рекламной кампании
- обозначаем KPI
Определяем формат взаимодействия с блогером
договоренность об оплате: это может быть подарок блогеру, образцы лимитированной продукции, сертификаты, деньги, взаимная реклама (бартер)
III. Сбор базы блогеров
Критерии подбора инфлюенсеров:
- известность того, кто задействован в коллаборации
- потребности целевой аудитории блогера
- количество аудитории блогера
- качество аудитории блогера
- геолокация аудитории блогера (если важно для продукта клиента)
Основываясь на критериях, мы подбираем блогеров с необходимой ЦА.
- Анализ профилей выбранных блогеров
- Изучение блога инфлюенсера
- Помогает понять:
- тон блогера (например, если тон очень формальный, то вместо «Привет» лучше использовать «Добрый день»)
- идеи публикаций (например, возможно блогер выкладывал нечто похожее на то, что мы предлагаем, совсем недавно
- Анализ показателей профилей выбранных блогеров
- делаем с помощью TrendHero
пример выгрузки отчёта из TrendHero по показателям профилей в Instagram
- Отсев неэффективных блогеров и формирование итоговой подборки
- Определение способа связи с блогером.
- От этого зависит форма коммерческого предложения (например, с некоторыми микро-инфлюенсерами связаться можно просто через директ, а крупные блогеры имеют почту для предложений о сотрудничестве)
Варианты:
-директ блогера/аккаунта для сотрудничества/менеджера блогера
-мессенджеры блогера/менеджера блогера
-электронная почта
-контактный телефон блогера/менеджера блогера
фрагмент таблицы подбора блогеров с собранными контактами
- Разработка коммерческого предложения
Прежде чем отправлять письмо блогеру, вы должны понять свои цели:
- В чем задача рекламы? (варианты: увеличить продажи, повысить узнаваемость бренда, привлечь новую аудиторию, …)
- Что нужно от блогера? (варианты: пост с фотографией, серия сторис, видеообзор продукта, раздача подарков, …)
- Почему вы хотите сотрудничать именно с этим блогером? (отвечаем себе на вопросы: 1.что нравится на странице блогера? 2.его/её аудитория – точно ваши потенциальные клиенты?)
Тема письма – это первое, что видит блогер: он должен знать, что его ожидает внутри. Если тема неактуальная и неинтересная, КП улетит в игнор.
- Помните о длине. Размер имеет значение. Многие проверяют почту с мобильных телефонов, и если строка слишком длинная, она не поместится на экране, будет непонятно, о чем пойдет речь. Идеально использовать до 8 слов.
- Избегайте явного кликбейта. Вы избавитесь от головной боли навсегда, открыв письмо… Такие письма часто помечают как спам, а значит, все ваши следующие сообщения улетят в папку со спамом непрочитанными.
- Сделайте тему заголовком. Лучше всего заголовком информационной статьи, который выглядит, как резюме содержания.
Предложение должно быть коротким и ясным.
Структура:
- Кто вы? Представьтесь, чтобы было понятно, кто говорит и чем вас заинтересовал блогер.
- Что вы делаете? Назовите свой продукт, миссию и цели компании, чтобы было понятно, к чему вы стремитесь.
- Как вы это делаете? В чем специфика или отличие продукта и предложения.
- Какую проблему вы решаете? Если есть проблема, значит, будут отклик и продажи.
- Целевая аудитория? Кто эти люди, которым вы хотите помочь.
- Что вы хотите от человека? Расскажите как вы видите сотрудничество, что хотите от блогера и что готовы предложить взаймы. Уточните, что вы готовы учитывать желания блогера и вносить корректировки.
- CTA (Call To Action). В конце задайте вопрос или разместите призыв к действию. пример КП
пример приветственного сообщения
- Определяем бюджет
- выясняем цены на рекламу
- согласуем с клиентом
- согласуем с блогером
Если блогера устраивает предложенный формат сотрудничества, дело остаётся только за реализацией.
VII. Заключаем договор на сотрудничество.
Работая с инфлюенсерами, нужно понимать, что вы будете работать с разными людьми, и накладки случаются. Поэтому, лучше заранее обезопасить себя, и составить договор, который бы предоставил определенные гарантии, как бренду, так и блогеру, и позволил четко обозначить права и обязанности сторон.
В договоре обязательно должны быть указаны:
- дата размещения рекламного поста;
- формат публикации;
- процедура согласования и дедлайн;
- цель рекламной кампании;
- вознаграждение блогера.
Чтобы заключить договор, даже не нужно лично встречаться с лидером мнений. Достаточно просто подписать его в электронном формате.
- утверждаем порядок оплаты
- вносим платёж
VIII. Собираем отчётность по итогам сотрудничества
Обязательно оцените результативность коллаборации. Если партнерство принесло положительный результат, поблагодарите блогера за сотрудничество. Вы также можете сохранить его контакты, для повторного обращения, ведь как показывает практика, инфлюенс-маркетинг лучше всего работает при постоянном сотрудничестве.
как оценить эффективность?
Эффективность коллабораций обусловлена феноменом социального доказательства. Мы видим, что кто-то хорошо отзывается о продукте, и становимся лояльнее, даже не пользуясь им. А если кто-то из авторитетных для нас лиц выскажется негативно, мы обретем стойкое субъективное предубеждение по поводу продукции и отнесемся к ней с недоверием.
Инструменты (сервисы подбора блогеров)
GetBlogger
Для работы с сервисом достаточно короткой регистрации, после которой уже можно создать предложение. В базе сервиса более 37 тысяч блогеров из ВКонтакте, YouTube и Instagram.
В Getblogger не нужно искать инфлюенсера. Задаешь настройки и получаешь рекламу. Сервис идеально подходит для случаев, когда в рекламной кампании есть промокод или скидка на рекламируемый товар.
LabelUp
Комплексное решение для инфлюенс-маркетинга. В базе сервиса 48 тысяч блогеров из Instagram, YouTube и ВКонтакте. Для инфлюенсеров есть приложение на iOs и Android.
Поиск блогеров по географии, количеству аудитории, тематике блога, вовлечённости аккаунта и не только. Можно запустить рекламную кампанию в самом сервисе, просто пополнив внутренний счёт.
Инфлюенсеры более чем из 50 городов России за несколько минут. Быстрый поиск, десятки тематик. Удобная фильтрация по полу, количеству подписчиков, вовлечённости, объёму текстов.
Adinblog — один из немногих сервисов, показывающий рубрики, в рамках которых блогер чаще всего публикует контент. А также количество реальных, живых лайков на пост.
TrendHERO
TrendHERO объединяет в себе два предыдущих сервиса: база более 60 млн аккаунтов и встроенная статистика. Можно найти и сразу же проанализировать блогера, понять, подходит ли он для вашей рекламной кампании.
Поиск блогера по локации, ключевым словам в описании, языку, количеству аудитории, числу лайков и комментариев. Чтобы отфильтровать аккаунты, которые давно ничего не публиковали, можно воспользоваться поиском по последней публикации. Также сервис показывает, какие бренды блогер рекламировал ранее.